Востребованность услуг по благоустройству и озеленению территории растет с каждым годом.
Собственники загородной недвижимости стремятся украсить свой участок, предприниматели в черте города – создать имидж европейской компании.
Добиться успеха в ландшафтном дизайне поможет грамотный бизнес-план.
Сфера деятельности
Конкуренция на рынке благоустройства территории достаточно высока.Причина – минимальный размер стартового капитала, достаточного для начала работы.
Однако жесткие конкурентные условия касаются крупных и дорогих проектов.
Рынок большинства российских городов готов принять небольшие фирмы в средней ценовой категории.
- Многие студии ландшафтного дизайна самостоятельно занимаются только планированием: дизайном и проектированием. Такую деятельность можно начинать буквально с нуля.
- Другие работают в команде с дендрологами, архитекторами, строителями и кузнецами. При этом они выступают организаторами работ, связующим звеном между мастерами и клиентом.
- Третьи делают все сами.
Проектирование
Проводится после изучения техдокументации на участок, состава грунтов. Реализуется в профессиональной графической программе (например, Realtime Landscaping Architect). Позволяет клиенту увидеть конечный результат во всех нюансах и ракурсах.
На этом этапе в соответствии с пожеланиями заказчика и целевым назначением участка формируется идея сада.
Клиенту лучше предложить ее воплощение в нескольких вариантах.
По результатам утвержденного проекта формируется:
- генплан;
- дендроплан;
- план вертикальной планировки;
- план насаждений;
- схема систем полива и дренажа;
- схема подпорных стенок;
- схема системы освещения;
- ассортиментная ведомость;
- эскизы композиций и цветников;
- трехмерный рисунок и эскиз водоема.
Клиенту предлагается планировочное решение, оглашается стоимость выполнения работ и дальнейшего поддержания созданного объекта.
Виды работ:
- Выравнивание поверхности, создание насыпей, горок.
- Подготовка почвы. Каждое растение требует грунта, которое соответствует естественным условиям его произрастания. Качественная земля обеспечивает долговечность результата работы ландшафтного дизайнера.
- Высадка растений. Требует специальных знаний и навыков, особенно, если рядом высаживаются растения, которые в природе не соседствуют.
- Создание искусственных водоемов и фонтанов. Они должны быть не только креативно оформлены, но хорошо оснащены технически.
- Планирование и прокладка дорожек, которые выполняются из декоративного камня, бетона, асфальта или других материалов.
- Установка ограждений, калиток, живых изгородей.
- Создание и монтаж системы полива. Она должна быть надежной, скрытой от глаз, в идеале – автоматической. Причем разработанной так, чтобы вода не обрызгивала людей, находящихся в пешеходной зоне.
- Создание системы освещения, выгодно подчеркивающей все прелести сада в темное время суток.
- Разбивка цветников и классических клумб.
- Укладка рулонных или создание сеяных газонов «под ключ».
Приблизительный прейскурант
- Составление проекта: для клиентов эконом-класса – 10 тыс. руб.; для элитных заказчиков в зависимости от запросов – от 30 тыс. руб.
- Консультация с выездом – 600 руб.
- Эскиз дизайна в 2 вариантах из расчета на 6 соток – 10 тыс. руб.
- Пакет проектной документации – 2 тыс. руб. за сотку.
- Планирование отдельных элементов ландшафта (цветник, альпийская горка, водоем) – 250 руб. за 1 кв.м.
- Разработка ассортимента растений и рекомендаций для самостоятельного ухода – 200 руб. за 1 кв.м.
- Составление сметы – 10% от стоимости работ.
- Надзор за реализацией проекта сторонним исполнителем – 10% от стоимости работ.
Отображенные в бизнес-плане компании по ландшафтному дизайну вложения могут окупиться с одного крупного проекта.
Что необходимо для начала работы
- Офис. Должен находиться в проходном месте. Лучше подбирать с учетом трафика потенциальной клиентуры. Минимальный размер рассчитывается исходя из 10 кв.м. на работника. Стоимость аренды офиса в Москве – 10-20 тыс. руб. за 1 кв.м. в год.
- Производственное помещение. Должно быть вместительным. В нем будут храниться инструменты и материалы, декоративный камень, посадочный материал и декор. Склад должен быть территориально приближен к офису. Стоимость аренды зависит от места размещения. Стоит рассчитывать на 5 тыс. руб. за 1 кв.м. в год.
- Оборудование. Набор зависит от спектра предполагаемых услуг. Обычно это газонокосилки и садовая техника; электропилы, отвертки и технический инвентарь; садовый реманент – грабли, лопаты. Ориентировочная стоимость – 200 тыс. руб.
- Грузовой транспорт. Вначале можно пользоваться услугами транспортной компании. Развитие бизнеса даст возможность приобрести средства передвижения.
Персонал
Кадры решают все.
Эта прописная истина должна быть учтена при составлении бизнес-плана для студии ландшафтного дизайна.
Штат должен состоять из таких единиц:
- дизайнер;
- дендролог (в идеале – ботаник по образованию), занимается подбором, высадкой, уходом за растениями;
- инженер – прораб, имеющий опыт ландшафтного строительства, знающий стандарты и правила в этой сфере, руководит рабочими;
- бухгалтер;
- секретарь;
- разнорабочие.
Первые три специалиста – незаменимые люди. На эти места нужно всеми силами привлекать профессионалов.
Им придется платить в межсезонье (зимой), устанавливать материальные поощрения в пиковые летние периоды.
Идея привлечение клиентуры
С чего начать? Создание фирмы должно сопровождаться некой информационной кампанией в СМИ, раздачей листовок и т.п.
Однако лицо компании – ее портфолио. Поэтому труднее всего взять первый заказ.
Проблема решается двумя путями. Первый – привлечение специалистов, могущих продемонстрировать клиенту собственные достижения. Возможно, они «переманят» на постоянное обслуживание своих клиентов.
Второй путь – безвозмездное оформление пространства в людной части города. Это может быть площадка перед офисом студии, часть сквера или парка, клумба.
Местные власти с готовностью согласятся на облагораживание территории в обмен на право предпринимателя установить рекламную или дарственную табличку.