Баня – исконно русский вид оздоровления и приятного времяпрепровождения. В каждом городе достаточно почитателей парных, саун и мыльных.
Предприимчивым людям стоит задуматься, с чего начать банный бизнес. Он многообразен и может быть реализован в разных масштабах.
Традиционная русская баня
Деревенская баня «по-черному» – это небольшая постройка, состоящая из парилки и предбанника. В парной располагается открытый очаг, подогревающий каменную кладку.
Дым выходит через отдушину, вентиляция обеспечивается неплотно подогнанной или приоткрытой дверью. Топится преимущественно березовыми дровами.
Дрова лиственных пород содержат деготь – известный антисептик. Поэтому внутренняя отделка бани заметно коптится.Воздух стерилен, имеет бактерицидные свойства, немного горчит.
Испокон веков в банях «по-черному» принимали роды.
Выкосившая треть Европы средневековая эпидемия чумы остановилась на границе ареала строительства таких бань.
В коммерческом плане баня «по-черному» обладает следующими преимуществами:
- традиционна и экзотична одновременно;
- лечит множество заболеваний кожи и дыхательных путей;
- считается самой полезной из всех видов бань для здорового человека;
- требует минимальных вложений в строительство (максимум 50 тыс. руб.).
Это вариант для загородного бизнеса и оздоровления. При соответствующем антураже и дополнениях (колыба, охотничий домик) может стать культовым местом отдыха. На начальном этапе нуждается в активной рекламной кампании.
Русская баня «по-белому» более привычна для россиян. Может предполагать разную конструкцию, но всегда имеет калильную печь.
Температура (до 95°C) регулируется количеством дров. Чтобы добавить влажности, достаточно плеснуть воды на каменную кладку.
Подходит для коммерческой частной бани.
Традиционный план помещений (соответствует профильным СанПиН 2.1.2. 3150-13):
- раздевалка, совмещенная с коридором;
- санузел;
- душевая;
- парилка;
- купельная или бассейн;
- комната отдыха;
Преимущества бани «по-белому»:
- относительно проста в эксплуатации;
- обладает всеми плюсами «настоящей» бани;
- не требует крупных вложений, если ставить самостоятельно (дом-баня из дерева 44 кв.м. с парной 16 кв.м. на фундаменте без печи и дымохода под ключ стоит порядка 120 тыс. руб.);
- качество дров не имеет принципиального значения.
При наличии земельного участка такую баню легко организовать рядом с собственным домом. Можно дополнить сервис питанием, поставить столик на улице.
Заядлые банщики имеют привычку если не бросаться в снег зимой, то хотя бы выходить на морозец.
Русская баня – вариант для постоянных клиентов. Организм привыкает к тепловой нагрузке как, например, к спортивной.
Заядлые банщики парятся еженедельно: 20-30 постоянных компаний обеспечат частнику полную загрузку заведения.
Многие ведут такую деятельность без рекламы и регистрации.
Привлечь владельца к ответственности проблематично: без судебного ордера войти на частную территорию невозможно.
Бизнесмен всегда может заявить, что в баню пустил друзей или знакомых.
Заработок зависит от уровня клиентуры и региона. Однако составляет обычно порядка 120 тыс. руб.
Суховоздушная сауна
В России она именуется «финской», что не соответствует действительности. Традиционная сауна финнов похожа на русскую: пар и веники.
Сухая (инфракрасная или электрическая) сауна – коммерческий продукт.
Преимущества:
- помещение прогревается быстро и с минимальными затратами;
- нет источника открытого пламени, не нужен дымоход;
- можно купить в виде сборных кабин серийного производства с нагревателями в комплекте (цена – 85 руб. за кв.м.);
- монтируется в любом помещении, где есть электросеть.
У парящихся ускоряется кровоток и учащается дыхание. Они усиленно выделяют углекислый газ.
Сухая сауна требует оборудования системы принудительной вентиляции.
Необходим воздухообмен на уровне 3-8 объемов парной в час.
Работа вентиляторов и нагрев поступающего воздуха требует больших затрат электроэнергии.
Другие недостатки:
- заядлые банщики такие сауны игнорируют: по своим параметрам они не могут приблизиться к баням на дровах;
- стоит рассчитывать, в основном, на разовых клиентов;
- необходима постоянная реклама;
- ощущается сезонность: в летний период посещаемость сауны резко падает.
Если в баню люди ходят именно попариться, то посетители суховоздушных саун ищут других удовольствий.
К сауне может примыкать:
- бассейн;
- бильярд;
- джакузи;
- солярий;
- спальня.
Бизнес с крупными вложениями
С чего начать банный бизнес при наличии средств?
Необходимо определить концепт заведения и уровень клиентуры: средний класс это будет или обеспеченные граждане.
В первом случае оптимальным вариантом будет общественная баня. Заведение имеет свободный вход, его нельзя «заказать» и закрыть для других посетителей.
Общественная баня организовывается по принципу проточности (п. 2.2 СанПиН 2.1.2. 3150-13).
Посетитель последовательно продвигается от гардероба через раздевалку и мыльную к парильне. Вход в туалет – из раздевалки.
Достопримечательностью города может стать банный комплекс, объединяющий национальные бани разных стран – японскую сэнто, шведскую басту и др.
Чтобы организовать такой комплекс или турецкий хамам, нужны крупные инвестиции (от 180 руб. за кв. м.).
К примеру, хамам предполагает:
- роскошную обстановку;
- парилка отделывается цельными мраморными плитами;
- температурный режим 35-55°C;
- большое количество проточной воды;
- сервис: пенный и ручной массаж, маски, пилинг, спа-процедуры.
Возможно создание бани на колесах. Несмотря на всю неординарность, этот вид деятельности не нов.
Исторический факт: баня-автомобиль была подарена французам русской армией в 1916 году.
Главное преимущество такой деятельности – мобильность. К примеру, она может быть доставлена к месту рыбалки или ведения строительных работ.
Маленькая мобильная сауна без изысков обойдется в 500 тыс. руб.