Стремясь много зарабатывать и при этом работать по гибкому графику, многие люди выбирают сетевой бизнес.
С одной стороны, это достаточно удобный вид деятельности, который можно совмещать с основной работой.
С другой – в нем есть свои сложности, которые необходимо учитывать, в противном случае он станет пустой тратой денег и времени.
Содержание понятия
Сетевой бизнес или сетевой маркетинг представляет собой способ ведения бизнеса, продажи каких-либо товаров и услуг в розницу специальными агентами (дистрибьюторами).
Помимо реализации товара, они должны еще привлекать новых сотрудников для компании.
Зарплата складывается из комиссионных с продаж, платы за привлечение и вознаграждений за большие объемы продаж привлеченных агентов.
Каждый дистрибьютор создает своеобразную многоуровневую сеть сотрудников, отсюда и название этого вида бизнеса.
При построении большой сети работник начинает получать фиксированную высокую зарплату, но достичь такого уровня достаточно сложно.
Продают таким образом самую разную продукцию: косметику, нижнее белье, верхнюю одежду, различные товары для дома и даже еду.
Список компаний, наиболее известных в России:
- Oriflame;
- Avon;
- Faberlic;
- Amway;
- Mary Kay;
- Herbalife;
- Zepter;
- «Тяньши».
Преимущества и недостатки
Как и любой вид деятельности, сетевой маркетинг может и привести к успеху, и разочаровать, поэтому, прежде чем начинать им заниматься, нужно хорошо изучить его сущность.
Плюсы такой работы:
- нет необходимости постоянно присутствовать в офисе, поэтому можно заниматься продажами параллельно с учебой, другой работой или уходом за ребенком;
- есть возможность покупать для себя товар со скидкой;
- для начала работы нужен гораздо меньший стартовый капитал, чем для открытия классического бизнеса;
- компании постоянно проводят обучение для сотрудников;
- в настоящее время можно вести продажи в Интернете, что существенно облегчает работу;
- появляется много знакомых, расширяются и укрепляются социальные связи.
Минусы сетевого маркетинга:
- успех достигается далеко не сразу и вообще не гарантирован: не все люди, которым предложен товар, согласятся его купить, еще меньше людей захотят подписаться и стать дистрибьюторами;
- негативное отношение многих окружающих к этой деятельности: они считают сетевой маркетинг зомбированием с целью выманивания денег;
- для начала работы нужно купить товар на определенную сумму, и неизвестно, удастся ли его продать;
- нет стабильного оклада, доход получается только от продаж и привлечения, так что если дистрибьютор целый месяц напряженно искал покупателей, но никого не нашел, его труд не будет оплачен;
- большая конкуренция (много более опытных и успешных дистрибьюторов в той же компании);
- есть опасность нарваться на мошенническую компанию, которая лишь собирает деньги.
К тому же следует помнить, что поскольку в сетевом маркетинге нужно постоянно продавать товар и приглашать людей для работы, необходимо быть очень коммуникабельным, стрессоустойчивым и уметь убеждать.
Застенчивым и необщительным лучше не браться за это дело. Проводимые компаниями тренинги помогают развить необходимые навыки, но не могут научить им с нуля.
Поэтому, прежде чем идти на такую работу, следует подумать, есть ли нужные для нее качества.
Что делать начинающим
Всех, кто твердо решил стать менеджером в сетевом маркетинге, волнует вопрос, как правильно начать эту деятельность.
В первую очередь необходимо составить список сетевых компаний, в которых бы хотелось работать, и внимательно его изучить.
Выбрать стоит фирму, производящую уникальные товары, но при этом хорошо зарекомендовавшую себя на рынке.
После подписания договора и покупки продукции следует заняться обучением, то есть посещать необходимые тренинги, изучать методические материалы.
Многие компании предоставляют новичкам наставников, которые в течение определенного времени учат их и контролируют.
Начинать продавать можно с предложения товара родственникам, друзьям, соседям и т.д.
Однако не все захотят это купить, и для привлечения покупателей лучше заняться продажами в Интернете: создать группы в социальных сетях, воспользоваться сайтами объявлений.
Именно с помощью Интернета и можно полноценно раскрутить свой бизнес. Разумеется, очень важно самому пользоваться продаваемой продукцией, иначе не получится полноценная реклама.
Приглашать людей для построения сети лучше тогда, когда уже есть успех в продажах.
На этапе обучения нужно:
- поставить перед собой цели на разные сроки, записать их и стараться максимально достичь;
- быстро научиться выполнять главные процедуры (заказ товара, заполнение всех необходимых форм) и составлять презентации;
- тщательно изучать все учебные материалы;
- составить список людей, которые могли бы стать клиентами, и начать с ними работу.
При соблюдении этих правил сетевой бизнес может принести действительно большие деньги, но прежде чем браться за него, в любом случае стоит взвесить все за и против.