Статистика утверждает, что с каждым годом бизнес в сфере туризма только развивается. Поэтому все больше начинающих предпринимателей задумываются о том, чтобы попробовать себя в этой области.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Данный сектор довольно сильно заполнен, и новой организации сложно будет удержаться на плаву.
Для начала необходимо понять, что существует два типа предпринимательской деятельности в сфере туризма:
- туроператоры;
- турагентства.
Первые занимаются непосредственно созданием продукта: выбирают страну, подбирают отель, определяют вариант прибытия (самолет, поезд) и т.д.
Этот процесс занимает довольно много времени, поэтому таким компаниям часто не хватает ресурсов на поиск клиентуры.
Здесь на сцену выходят турагентства. Их основной задачей является продажа турпутевок, которые предоставляет и обеспечивает туроператор.
Живут агентства за счет комиссионных, стандартно составляющих от 5 до 15% от стоимости проданного билета.
Также существует комбинированный вид туристического бизнеса: компания самостоятельно создает один или несколько туров и реализует клиентам свой продукт, выступая в роли туроператора, и вместе с этим предлагает туры других операторов, расширяя свой ассортимент.
Преимущества и недостатки оператора и агентства
Количество туроператоров и турагентств в России разительно отличается: первых в разы меньше.
И это не удивительно, ведь затраты на организацию этих двух вариантов туристического бизнеса несравнимы.
Вот основные особенности туроператоров, которые делают их менее популярными для новичков в бизнесе:
- Большой объем работ. Сотрудникам необходимо лично прибыть в страну, куда предполагается организовать тур, посетить множество гостиниц, выбрать подходящие, договориться о сотрудничестве с управляющим, определить оптимальный маршрут прибытия и отбытия, определить места проведения досуга и проделать множество другой работы.
- Большая ответственность. Опоздал самолет, случилась путаница в отеле, туристов не встретили на вокзале, отсутствие медицинского обеспечения – почти в каждой ошибке будет обвинен оператор.
- Большие затраты. Помимо того, что необходимо вложить немалую сумму денег в организацию тура и создание офиса, в обязательном порядке надо обеспечить финансовую гарантию защиты потребителя.
Она представляет собой определенную сумму, замороженную на банковском счете оператора: 500 000 рублей в том случае, если компания организует туры исключительно в пределах России, и 10 000 000 рублей, если туроператор реализует путевки за границу.
Также ежегодно необходимо перечислять банку 1-2% от этой суммы за обслуживание – а это порядка 5000-10 000 рублей для местных и 100 000-200 000 рублей для зарубежных операторов.
Именно поэтому для новичка в сфере туризма предпочтительнее открывать турагентство, с возможным последующим созданием своего продукта.
Открываем турагентство: основные статьи расходов
Ниже приведен приблизительный план затрат на открытие своей турфирмы (в рублях):
- оформление юридического лица (20 000-30 000);
- аренда офиса (30 000-60 000);
- создание сайта (20 000-40 000);
- подключение интернета и телефонии (20 000-50 000);
- мебель и оргтехника (150 000-250 000);
- реклама (30 000-60 000);
- зарплата работникам (100 000).
Итого стартовый капитал должен равняться как минимум 400 000 рублей. Эта сумма может варьироваться в зависимости от региона открытия, количества сотрудников, системы оплаты труда и прочих организационных моментов.
При открытии турбизнеса лучше всего регистрировать ООО. Основным преимуществом здесь является тот факт, что организация отвечает по своим обязательствам только уставным капиталом, а не имуществом учредителя, в отличие от ИП.
Недостатком является то, что он, уставный капитал, должен быть, а это увеличивает стартовую сумму для открытия на 100 МРОТ.
Однако, учитывая риски турбизнеса, лучше всего перестраховаться. Ведь в противном случае бизнесмен может лишиться всего. Особенно это актуально при организации поездок в зарубежные страны: Турцию, Японию, Египет и прочие.
Советы новичкам
Фонтан идей в сфере турбизнеса не приветствуется. Наиболее выигрышной стратегией для новичка будет выбор определенной ниши и работа в нескольких конкретных направлениях.
Это может быть специализация на каких-либо конкретных странах или на каком-либо виде туризма (коммерческий, сельский, рекреационный и т.д.).
Первоначальный штат работников должен состоять из директора, двух менеджеров и уборщицы. На начальном этапе этот состав может выполнять минимальные необходимые функции.
Впоследствии стоит нанять также секретаря и курьера. Бухгалтера зачислять в штат не стоит: официально устроенному финансисту придется платить порядка 30 000 рублей ежемесячно, тогда как приходящий специалист обойдется компании приблизительно в 5000.
Хорошей идеей для турагентства станут дополнительные предложения:
- оформление визы,
- страхование,
- личный переводчик,
- продажа путеводителей,
- прокат туристического оборудования и тому подобные сопутствующие услуги.
Полезно будет разместить образцы заполненных бланков на видном месте, чтобы упростить бюрократическую работу.
Главный совет для начинающего бизнесмена: грамотное предварительное планирование поможет избежать как минимум половины возможных ошибок.
Однако не стоит увлекаться планами и забывать про активные действия, ведь в противном случае предприимчивые конкуренты добьются более высоких результатов при прочих равных параметрах.