В России гостиничный бизнес считается очень прибыльным.
Люди пользуются подобного рода услугами охотно: многие ездят в командировки, на экскурсии, везут детей для лечения и оздоровления, для других целей.
Успешность проекта в большей мере зависит от того, в каком городе и месте открыть гостиницу, а затем уже – от сервиса, удобств и т.д. Также важно правильно рассчитать все расходы и доходы на начальном этапе.
Чтобы составить хороший план любого дела, в том числе бизнес-план гостиницы, нужно выявить основную концепцию.
Это может быть постройка огромного гостиничного комплекса либо же организация скромной гостиницы до 15 номеров. Все зависит от разных факторов: бюджета и спроса в выбранном месте, уровня конкуренции.
Рассмотрим приблизительный вариант бизнес-плана гостиницы в крупном городе (Санкт-Петербург), его особенности.
Определение будущей аудитории
С чего начать? Прежде чем начать планирование и расчет доходов и расходов, определять рентабельность, важно выявить целевую аудиторию будущей гостиницы.
Это значит, что необходимо провести небольшой эксперимент: разбить будущих клиентов на группы по признакам:
- сфере деятельности,
- возрасту,
- полу,
- предпочтениям,
- уровню доходов.
Все эти данные помогут составить общий портрет будущего потребителя ваших услуг, дадут шанс разработать маркетинговую стратегию дальнейшего развития и продвижения бизнеса.
Рассмотрим приблизительный бизнес-план мини-гостиницы на 12 номеров средней ценовой политики.
В качестве борьбы с конкуренцией будет использоваться упор на высокий уровень комфорта и безопасность клиентов, а также предоставление дополнительных услуг по желанию жильцов и скидок.
Обзор рынка
На сегодняшний день в крупных городах успешно работают более 30 больших гостиничных комплексов и гостиниц, а еще имеется около 50 небольших гостиниц.
Главными конкурентами мини-гостиниц, как свидетельствуют мировые тенденции, стоит считать не гостиничные сети, а посуточную аренду квартир.
Чтобы конкурировать с ними, приходится снижать цены на номера, постоянно вкладывать деньги в интернет-рекламу, демонстрировать высокий уровень обслуживания.
Все перечисленные методы действенны, потому как не все доверяют «человеку с улицы», который сдает квартиру на сутки. Хотя история развития в России посуточной аренды и гостиниц только начинается.
Так, можно распределить доли рынка гостиничного бизнеса, например, в Санкт-Петербурге следующим образом:
- большие отели – 63% рынка;
- средние и маленькие гостиницы – 27%;
- квартиры посуточно – 10 %.
Общая концепция проекта
В нашем случае портрет будущего гостя выглядит так: человек со средним и выше среднего доходом направляется в Санкт-Петербург в командировку или посмотреть город.
Он любит комфорт, ценит надежность и ему важны услуги по бронированию билетов, доставке бизнес-ланча в номер и т.д.
Услуги мини-гостиницы:
- размещение в комфортных для проживания номерах;
- трансфер;
- кейтеринг;
- бронирование ж\д билетов;
- прочие дополнительные услуги.
Организационный план
Стоить здание гостиницы – значит, иметь большой начальный капитал. Этот вариант отбросим.
Как открыть гостиницу? Что такое 12 номеров? Это покупка 4 квартир на двух первых этажах жилого дома. В них необходимо сделать ремонт в стиле модерн, ведь именно его предпочитают деловые люди.
Организационные моменты будут выглядеть так:
- покупка подходящих квартир;
- перевод их в нежилой фонд (по законодательству РФ, гостиница может находиться лишь в нежилом фонде);
- получение необходимых документов в СЭС, пожарной службе;
- ремонт квартир под номера гостиницы в соответствии со стандартами;
- подбор персонала;
- реклама.
Как выбрать помещение
Первое, на что стоит обратить внимание, – расположение здания рядом с вокзалами, культурными местами, больницами общегосударственного или областного значения, выставочными центрами и т.д.
Важна хорошая транспортная развязка, наличие парковки, торговых центров.
Также нужно выбирать дом, который можно оформить соответствующе, в том числе и фасад.
Персонал
Особое внимание стоит обратить на персонал гостиницы, так как именно эти люди будут выступать лицом предприятия.
От качества их работы зависит, сколько постоянных клиентов у вас будет.
Нужно будет нанять управляющего, администратора, горничных, охранника и завхоза.
Реклама
Чтобы в гостинице постоянно были заняты номера (хотя такое бывает не всегда даже у самых опытных бизнесменов в данной сфере), нужна реклама.
Так как люди едут из других городов, лучший вариант – интернет-реклама. Это может быть размещение объявлений на бесплатных досках, платно на тематических сайтах, контекстная реклама от Яндекс.
Также эффективна реклама на вокзалах, в такси и другом транспорте.
Финансовый план
На первом этапе нужно потратить:
- покупка недвижимости – 10 млн. руб.;
- документы – 150 тыс. руб.;
- регистрация ООО – около 30 тыс. руб.;
- ремонт и дизайн помещений – 4 млн. руб.;
- покупка необходимого: мебели, бытовой техники и т.д. – 1 млн. рублей;
Итого на первых этапах понадобится 15 млн. 180 тыс. рублей.
Траты ежемесячные:
- оплата персонала и налогообложение – 160 тыс. руб.;
- эксплуатационные расходы – 100 тыс. руб.;
- затраты на рекламу – 25 000 руб.
Итого ежемесячные расходы составят 285 тыс. рублей.
Если учитывать, что наполняемость номеров не всегда будет успешной, то среднее значение за ночь – 2 500, а за месяц – 750 тыс. рублей.
Получается, за месяц можно зарабатывать от 465 тыс. рублей. Окупаемость проекта – 32 месяца, то есть практически 2,5 года.